[an error occurred while processing this directive] [an error occurred while processing this directive]
предыдущая главасодержаниеследующая глава

Архитектура

В английской архитектуре XIV и XV вв. были временем расцвета готического стиля. Господство готического стиля в Англии продолжалось дольше, чем на континенте, вплоть до середины XVI столетия. Английская готика обладает рядом своеобразных отличительных черт. Главные из них: массивность внешнего вида зданий и сравнительно небольшая их высота, значительное число (до 10 и более) украшающих здание башен и увеличение числа поддерживающих арок, которые становятся чисто декоративными, придающими своду звёздчатое, веерное или «сотовое» строение. В готическом стиле возводились огромные соборы, а также светские здания: ратуши, замки, дворцы.

В конце XIII в. раннеготический стиль сменился декоративным готическим стилем, расцвет которого падает на XIV столетие. Здания в этот период приобретают большую стройность и устремлённость ввысь. Окна становятся больше и разделяются стойками на значительное число узких лопастей, верхняя часть которых украшается узорным орнаментом. Декоративный стиль отличается большой изощрённостью, богатым орнаментом, множеством скульптурных украшений, красивых витражей. Среди листьев орнамента встречаются изображения фигур птиц, собак, обезьян и других животных, порталы заполняются статуями (соборы в Личфилде, Экзетере, Гертфорде).

С конца XIV в. совершился переход к господствовавшему в XV — первой половине XVI столетия так называемому перпендикулярному стилю, получившему своё название от вертикальных линий оконного узора. Этот стиль присущ только Англии. Каменные стены в это время превращаются в тонкие простенки между широкими окнами. Стрельчатые дуги очень принижены и расширены или же приобретают килевидные формы. Преобладающее значение получают вертикальные, тянущиеся ввысь линии, образуемые каменными столбиками, в стенах и окнах, полуколоннами, полосами, выступами. Своды создаются в результате переплетения самой причудливой резьбы. Крыши делаются более плоскими. Богатая скульптура предшествовавшего периода исчезает. Здания внутри обильно украшаются богатой, но зачастую холодной и вычурной узорной резьбой (здания колледжей в Оксфорде и Кембридже, замок Уорвик и другие многочисленные замки и дворцы XV в.).

В этом стиле английская готика достигла большого технического совершенства, однако декоративная изощрённость мастерства стала здесь самоцелью. Это свидетельствует о том, что феодальное зодчество исчерпало себя. На смену феодальному искусству шло новое искусство Возрождения, связанное с зарождением и ростом нового восходящего класса — буржуазии.

предыдущая главасодержаниеследующая глава
[an error occurred while processing this directive]